Когда мы говорим о развитии речи, то имеем в виду внешнюю, громкую речь. И мало кто догадывается, что есть еще внутренняя речь. Мы ее не слышим и, соответственно, не замечаем роль внутренней речи в поведении и развитии ребенка. А роль ее огромна. Формирование внутренней речи – это и есть тот очень важный момент подготовки к школе, о котором многие даже не догадываются. А потом удивляются, что ребенок плохо учится.
Наверняка в вашей жизни были ситуации, когда Вы сказали ребенку что-то сделать, прошло уже минут 15-20, а он ничего не сделал. И на ваше замечание он может искренне удивиться: «А что надо было сделать?»
В домашних условиях это не очень бросается в глаза, а вот в детском саду и школе такие дети часто получают замечания за то, что сделали не так или вообще ничего не сделали.
В классе учитель объясняет ученикам, что надо написать, к примеру, слово «Задача». Только учитель замолчал и тут же поднимается рука: «Что делать?» Учитель повторяет объяснение второй раз. Этому ребенку понятно. Но, даже не дав договорить учителю, раздается возглас: «А где писать?»
Как Вы думаете, сколько раз учитель сможет объяснить одно и то же? Возможно, мог бы и много раз, но урок не резиновый и, кроме написания слова «Задача», есть еще много работы, которую надо успеть выполнить.
А что же делает тот ученик, который не получил ответ на свой вопрос, потому что это был уже 5-6 совершенно одинаковый вопрос? Естественно, пока он посмотрит в соседскую тетрадь, спросит у другого соседа и, наконец-то, соберется писать, дети уже закончат решать эту задачу. Всем понятно, что такой ученик хорошо учиться сможет навряд ли. А вот замечания будет получать с завидной регулярностью.
Почему так происходит, ведь ребенок слышит хорошо? А что же делает тот ученик, который не получил ответ на свой вопрос, потому что это был уже 5-6 совершенно одинаковый вопрос? Естественно, пока он посмотрит в соседскую тетрадь, спросит у другого соседа и, наконец-то, соберется писать, дети уже закончат решать эту задачу. Всем понятно, что такой ученик хорошо учиться сможет навряд ли. А вот замечания будет получать с завидной регулярностью.
Оказывается, кроме громкой речи, у каждого человека есть еще и внутренняя речь, иногда мы называем ее внутренний голос. Когда мы получаем инструкцию, то этот голос диктует нам каждое действие, которое надо сделать, и тогда мы выполняем работу без проблем. У детей часто бывает по-другому. Пока ребенок слышит инструкцию, ему все понятно. Но как только голос замолчал, у ребенка в голове воцарилась тишина. Его внутренний голос повторить ничего не может или только какую-то часть инструкции. Вот и сидит ребенок, не знает, что ему делать.
Даже если Ваш ребенок очень хорошо подготовлен к школе, все умеет и все знает, это не является показателем сформированности внутренней речи. Когда у ребенка внутренняя речь развита хорошо, он может все действия делать молча. А вот если ребенок все свои действия говорит вслух, если все его мысли у него на языке, значит, внутренняя речь еще не развита. Что очень сильно затруднит его работу в школе.
Формирование внутренней речи – это очень длительный процесс, который зависит от многих составляющих. И по мановению волшебной палочки или приказу родителей она не сформируется. В то же время, при подготовке к школе стоит обратить особое внимание на этот вопрос.
Возьмите на вооружение несколько простых приемов, которые помогут ребенку в формировании его внутренней речи и станут хорошей учебной привычкой.
При подготовке к школе надо обращать внимание не столько на багаж знаний, сколько на развитие способностей ребенка. И формирование внутренней речи стоит на одной ступеньке с памятью и вниманием.
Что же надо делать, чтобы помочь ребенку сформировать его внутреннюю речь?
Проговаривание.
Вспомните, как Вы вели себя, когда первый раз сели за компьютер или включили новую стиральную машинку. Вы, конечно, прочитали инструкцию к применению и пошли пробовать, как это делается на практике. И скорее всего, Вы всю эту инструкцию проговаривали себе вслух, облегчая освоение новых навыков.
Но даже если Вы и не говорили вслух, то все равно Ваши органы речи были в более напряженном активном состоянии. По исследованиям медиков и психологов при решении трудных задач любого характера наблюдается усилении импульсов речевых мышц, хотя внешне это может и не проявляться.
Именно поэтому мы учим детей все проговаривать вслух. Особенно это касается наиболее трудных для ребенка процессов – письмо, счет, решение примеров и задач.
На практике это может выглядеть так: ребенок что-то делает и диктует все действия себе сам.
Так, списывая слово «Лондон», ребенок проговаривает вслух каждое свое действие: пишу с новой строки, начинаю с большой буквы, пишу букву Л, пишу букву О, пишу букву Н, пишу букву Д, пишу букву О, пишу букву Н, ставлю запятую. Некоторым детям удобнее диктовать себе слово по слогам. Можно и так. Это зависит от уровня овладения чтением ребенка.
Сейчас, при чтении статьи, Вам это может показаться трудным, но на деле дети очень быстро понимают, что от них требуется, и легко проговаривают все свои действия. Главное, создать привычку это делать.
Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ, значительно уменьшает количество ошибок.
Вспомните, как Вы вели себя, когда первый раз сели за компьютер или включили новую стиральную машинку. Вы, конечно, прочитали инструкцию к применению и пошли пробовать, как это делается на практике. И скорее всего, Вы всю эту инструкцию проговаривали себе вслух, облегчая освоение новых навыков.
Но даже если Вы и не говорили вслух, то все равно Ваши органы речи были в более напряженном активном состоянии. По исследованиям медиков и психологов при решении трудных задач любого характера наблюдается усилении импульсов речевых мышц, хотя внешне это может и не проявляться.
Именно поэтому мы учим детей все проговаривать вслух. Особенно это касается наиболее трудных для ребенка процессов – письмо, счет, решение примеров и задач.
На практике это может выглядеть так: ребенок что-то делает и диктует все действия себе сам.
Так, списывая слово «Лондон», ребенок проговаривает вслух каждое свое действие: пишу с новой строки, начинаю с большой буквы, пишу букву Л, пишу букву О, пишу букву Н, пишу букву Д, пишу букву О, пишу букву Н, ставлю запятую. Некоторым детям удобнее диктовать себе слово по слогам. Можно и так. Это зависит от уровня овладения чтением ребенка.
Сейчас, при чтении статьи, Вам это может показаться трудным, но на деле дети очень быстро понимают, что от них требуется, и легко проговаривают все свои действия. Главное, создать привычку это делать.
Привычка проговаривать очень помогает детям в обучении, так как она не только развивает внутреннюю речь, но и способствует более внимательному выполнению работ, значительно уменьшает количество ошибок.
Одним из важных моментов является умение слышать и понимать словесную инструкцию. Вспомните, что Вы делаете, когда получили какое-то указание к действию? Вы повторяете мысленно все этапы действия и выполняете их. И так Вы делаете автоматически, совсем не замечая этого, потому, что у вас есть внутренняя речь, которая отдает команды к действию. Вот этому и надо научить ребенка.
Все очень просто. Вы сказали ребенку: «Возьми зонтик и отнеси его в шкаф». И тут же спрашиваете: «Что я сказала тебе сделать?»
Ваша задача – добиться, чтобы ребенок повторил инструкцию, как можно точнее, ну уж, по крайней мере, назвал все этапы действия. Это можно делать в течение дня несколько раз. Просить, чтобы ребенок повторял за Вами все Ваши слова. Со временем ребенок научиться запоминать и более сложные инструкции, а Вы заметите, что ребенок выполняет Ваши поручения гораздо лучше.
Источник здесь
Здравствуйте, Елена Владимировна!
ОтветитьУдалитьСпасибо, я с большим интересом прочитала статью. Т.к. я учитель английского языка, то работаю с детьми и начальной, и средней, и старшей школы. Могу сказать, что проблемы с внутренней речью существуют во всех возрастах. Поэтому я делаю так, как здесь сказано. Сначала даю инструкцию (при этом передо мной могут быть не маленькие дети, а подростки 14 лет), а затем переспрашиваю: "Всё ли понятно? Что я сказала?" Прошу повторить.
Это идет еще с дошкольного периода, когда у детей не формируют пассивный словарь, и он не понимает многоступенчатой инструкции. Ведь важно научить ребенка не просто что-то дать или показать, но и, например, "возьми банан и положи в тарелку". Двухступенчатое понимание доступно уже детям 1,5-2 лет, надо просто с ними разговаривать, показывать, что делать. Это и есть начатки формирования внутренней речи.
Сейчас тенденция безречевых детей. Неужели с детьми вообще не разговаривают? Непонятно.
Спасибо за внимание к моему посту. С детьми почти не разговаривают, это факт неоспоримый. С детьми разговаривает телевизор, компьютер и т. п. гаджеты. Родители не считают нужным этим заниматься. Причём они искренне многие не понимают, что это важно (в нашей местности). Проводила собрание для родителей своих будущих первоклассников, на котором очень просила родителей научить своих детей пользоваться всеми новыми школьными принадлежностями, научить надевать и снимать с себя школьную форму и т. п. Говорю, расскажите ребенку, как этим всем пользоваться, почему нужно класть так предмет а не иначе и т. д. Сидят, улыбаются. Они не понимают важности таких вещей. Современным родителям кажется, что есть проблемы намного важнее, нежели объяснять ребенку как складывать портфель, завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Такое отношение перейдет и на учебу.
УдалитьА уж по поводу мелкой моторики - это вообще ужас. Водят на раннее обучение мышления, а ребенок шнурки завязывать не умеет(((
УдалитьОчень нужная статья! Спасибо, Елена Владимировна. На развитие навыка самоконтроля, умения работать по инструкции, слушать и слышать нужно обращать внимание и родителей, и воспитателей детских садов.
ОтветитьУдалитьСпасибо за отклик! Проблемы формирования навыков самоконтроля, эффективного внимания к речи взрослого, умения работать по инструкции очень актуальны сегодня. У меня нынче 1 класс. С большой тревогой думаю о том, как буду управляться с современными первоклассниками. К сожалению, то, что я наблюдала на школе первоклассника, заставляет меня так думать. А родители да и воспитатели очень далеки от таких проблем. Знаете, родители приходят и говорят, мы к вам идём, нам надо, чтобы были построже с моим ребенком. Это уже говорит о том, что ребенок не умеет слушать взрослого и навыков внутренней речи у него нет.
УдалитьДобрый день, Елена Владимировна! Проблемы у нас одинаковые, хорошо, если родители прочитают статью и будут следовать советам.
ОтветитьУдалитьДобрый день, Анна Анатольевна. Очень хотелось бы на это надеяться.
ОтветитьУдалить