четверг, 8 декабря 2016 г.

Виртуальное родительское собрание

Виртуальное родительское собрание

"Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации его личностного развития"
Цель собрания:
1. Проинформировать родителей о школьном портфолио, его структуре и организации ведения портфолио обучающихся.
2. Формировать у родителей положительное отношение к совместной работе по оформлению портфолио обучающихся.




Что такое СЕМЕЙНАЯ ПАМЯТЬ?
Мы, родители, записываем в альбомы, снимаем на видеокамеру, фотографируем, т. е. всячески стараемся сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, что мы, в основном, фиксируем физический рост и внешние изменения наших детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания?.. Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы наших малышей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в театр или на концерт и многое-многое другое.
В школе мы так же фиксируем результаты обучения ребенка по различным предметам школьной Программы. Оценка показывает личностные успехи и достижения ребенка в усвоении материала предметов на разных ступенях обучения. Мы собираем в альбомы фотографии и грамоты как свидетельства участия ребенка в жизни класса и школы.
Достаточно ли этого? Что нужно сделать для того, чтобы никакая информация о ребенке необходимая ему в будущем не была нами, взрослыми, потеряна?
Хорошим решением для исправления этой ситуации в школе вполне может стать портфолио!
На нашем виртуальном собрании мы попытаемся выяснить:
1. Что такое «Портфолио»?
2. С какой целью создается «Портфолио обучающегося»?
4.Какими бывают Портфолио обучающихся?
5. Кто и как должен его составлять?

Что такое Портфолио?

Каждый из Вас, наверное, не раз слышал это слово. Давайте разберёмся, что оно значит. Это слово иностранного происхождения. В переводе с английского - портфель для документов, с французского – собрание листов, с итальянского – папка с документами. Мы можем сделать вывод, что это множество каких – то листов или документов, собранных в одном месте. 
В педагогической литературе «Портфолио» - это:
· Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению.
· Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

С какой целью создаётся Портфолио?

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, и, наконец, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного Портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути 
Основное предназначение портфолио – продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Воспитательные и педагогические цели ведения портфолио в начальных классах:
► Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
► Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
► Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации и само актуализации в различных областях школьной жизни и внешкольной жизни;
► Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
► Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; стимулирование к самосовершенствованию;
► Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Цель портфолио: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Задачи портфолио.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
а) Создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.
б) Поддерживать интерес ребенка к определенному виду деятельности.
в) Поощрять его активность и самостоятельность.
г) Формировать навыки учебной деятельности.
д) Содействовать индивидуализации образования ученика.
е) Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.
ж) Укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой.

Нужно ли оформлять портфолио нашим детям?

С 2011 года с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения портфолио школьника является обязательным для оформления личной документации ученика. 
«Портфель личных достижений» ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт. Таким образом, всем ученикам начальных классов необходимо вести портфель своих достижений.
Введение обязательного портфолио – не просто пиар-ход, это маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством. У каждого ученика будет "Портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Главное не победа, главное - участие!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Каким мы видим портфолио наших детей?

Жёстких рамок и стандартов к офрмлению и структуре портфолио ПОКА НЕ СУЩЕСТВУЕТ!!! Поэтому всё зависит от Вашего творчества и творчества вашего ребёнка. 
В школе разработано «Положение о портфолио ученика начальной школы». В нём прописана структура портфолио. Он состоит из титульного листа и основных разделов. Давайте вместе подумаем, что мы можем поместить в каждый раздел. А теперь я более подробно познакомлю вас с тем, что может быть помещено в каждый раздел.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
Считаем важным дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.

РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
Все остальные разделы можно добавлять в Портфолио по желанию ребенка.

Кто и как должен составлять портфолио?

Портфолио – это результат действия двух ладоней, это совместная работа школы и семьи. Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель и классный руководитель, пусть он будет даже мастером ... никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что можно сделать вместе.

Типичные ошибки при составлении портфолио.
1. «Мама или я - Новиков Илья?»
Известное стихотворение Агнии Барто, как нельзя лучше демонстрирует самую распространенную ошибку: сбор материалов взрослыми (учителем, классным руководителем или родителями), а не ребенком. Вместо поддержки (на правах совещательного голоса) при сборе и оформлении портфолио, которая, разумеется, нужна, родители полностью подменяют ребенка в этом процессе. В таком случае вместо помощи ребенку в самоопределении вы сведёте работу над портфолио к принципу "папа у Васи" и будете вынуждены провести 11 школьных лет в гонке за дипломами. Взрослым нельзя опираться лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. К сожалению, мы, взрослые, имеем нехорошую привычку считать, что мы лучше нашего ребенка знаем, что ему нужно.

2. Лучше меньше, да лучше.
Многие ребята и их родители стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в Портфолио. Важно помнить, что главное в технологии Портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов. Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ. 

3. Информационный вакуум.
Важно помнить, что Портфолио собираете вы, и вы, более чем кто-либо, заинтересованы в его качестве. Не ждите рекомендаций извне, действуйте сами:
1) Участвуйте в различных классных, школьных и районных мероприятиях.
2) Найдите в Интернет образовательные сайты, предложите ребенку участвовать в мероприятиях, проводимых детскими сайтами (или совместно с ними).

Рекомендации.

1. Согласовывайте с ребенком все документы, которые хотите разместить в Портфолио. 
2. Пополняйте Портфолио систематически, а не от случая к случаю.
3. Ни в коем случае не подменяйте ребёнка в процессе формирования Портфолио как копилки его успехов.
4. Не стремитесь к количеству достижений, лучше обратите внимание на их качественную сторону.
5. Привлекайте самого ребёнка к планированию конкретных учебных задач и анализу успехов в целях формирования сознательного отношения к учебе и её конечным результатам, это поможет сформировать ответственность у школьника за результаты учебного труда или внеурочной деятельности.
6. . Помогайте ребёнку вести его Портфолио с учётом индивидуальных способностей, возможностей и особенностей – каждый ребёнок уникален, его нельзя ни с кем сравнивать.
7. Не отказывайте в помощи при сборе материалов: можно напоминать ученику о пересмотре его достижений, помогать в систематизации материалов, обсуждать достижения ребёнка, своевременно пополнять копилку его успехов.
8. Предоставляйте ребёнку возможность периодически пересматривать свои работы и по желанию их заменять.

2 комментария:

  1. Здравствуйте, Елена Владимировна!
    Жаль, что в нашей стране портфолио ученика не имеет никакой юридической силы, а надо как во многих школах США. Пришел в школу, показал портфолио и сразу видно, что ты за ребенок. Очень нужная вещь!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день! Да, подтверждаю Ваши слова. Но, тем не менее, мы Портфолио пытаемся вести. Кто его знает, что там будет дальше. Страна наша непредсказуема. А уж в образовании новшества идут одно за другим. Поэтому будем надеяться, что наш труд не пропадет.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...