среда, 31 июля 2013 г.

Как подготовить ребёнка к новому учебному году

 
 Когда в мае заканчивается учебный год, кажется, что впереди целая вечность под названием “летние каникулы”. Но проходит июнь, пробегает июль, и вот август с каждым днём стремительно начинает приближать нас к началу нового учебного года. Как организовать своим детям спокойный постепенный переход от летних каникул к учебным занятиям?

  Первые послабления, которые мы даём ребятам летом, это изменения режимных моментов. Дети могут ложиться спать и просыпаться намного позже обычного. Во время учебного года многие школьники не досыпают. Об этой тенденции с тревогой говорят детские врачи. Мы, родители, стараемся дать детям наверстать упущенное и выспаться. Это очень хорошо!
   Но есть здесь и подводные камни. Если уже в августе не начать постепенно возвращать режим ребёнка к привычному школьному распорядку дня, то весь его летний отдых пойдет насмарку. Неосознанно мы заранее спрограммируем конфликты и ссоры в семье, повысим школьную тревожность своего ребёнка, создадим предпосылки к возникновению психосоматических проявлений. Это частые головные и желудочные боли, головокружения в школе и дома. 
Что делать? Просто организуйте своему ребёнку постепенный переход к школьному режиму. 
И причины для волнения пропадут сами собой.
   За 2—3 недели до конца каникул начинайте каждый день будить и отправлять ребенка спать на 15- 20 минут раньше. 
  Не надо пугать ребёнка наказанием учителя, если он не успел прочитать необходимые книги, не выполнил задание на лето. Ведь все упражнения даются учителями лишь в качестве рекомендаций. Посвятите во второй половине августа 30 минут в день повторению наиболее сложным для ребёнка предметов. Занятия должны проходить в доброжелательной форме, без криков. Помните, все имеют право на ошибки. Хвалите ребёнка за любую мелочь. Это придаст ему уверенности в своих силах и поможет повысить работоспособность.
  Не откладывайте покупку одежды и принадлежностей для школы на последний момент. Шум и сутолока в магазинах лишь увеличат школьную тревожность и утомляемость ребёнка. Да и выбрать необходимые вещи будет гораздо сложнее. Магазины в это время стараются продать под ажиотаж весь залежалый товар. В поход по магазинам отправляйтесь только вместе с ребенком. Это поможет не ошибиться с размером, избежать возможных конфликтов из-за разногласий во вкусах и поможете сыну или дочке потихоньку привыкнуть к мысли, что скоро начнётся учебное время. 
  Как избежать конфликтов и капризов в магазинах, если ребенок хочет самостоятельно выбрать себе вещи для школы, а вы знаете, что материально всё это не потянете?! Предоставьте ребёнку свободу выбора, но свободу ограниченную. Например, вы с ребёнком в магазине выбираете новый школьный рюкзак. Найдите несколько подходящих по цене моделей и предложите ребёнку выбрать самостоятельно себе портфель. Ребёнок, думая, что он именно сам выбрал себе покупку, спокойно найдёт подходящий вариант, а вы сохраните нервы и деньги.
     Перед началом нового учебного года обязательно проверьте у детей зрение.
  Попробуйте вспомнить ваше в детстве 1 сентября. Так было интересно увидеться с одноклассниками, поболтать о том, кто где побывал. В наше время, в этом плане, мало, что изменилось. По опросу психологов большинство школьников хотят в школу именно из-за того, что можно встретиться с одноклассниками, узнать новости. Даже в самых сплочённых коллективах в первые недели после каникул школьники заново выстраивают межличностные отношения, поэтому очень важно, чтобы ребенок шел в школу уверенным, не ущемленным. Подумайте, будет ли что интересного рассказать Вашему ребёнку или чем-то “похвастаться по-доброму”?
     Новые отношения ребёнок будет пробовать выстраивать и в семье. За лето, в результате естественных психических процессов, дети могут забыть некоторые правила поведения и общения. Кроме этого, ребёнок просто будет проверять взрослых: “А вдруг теперь можно вести себя так, как МНЕ хочется?” Спокойно и твёрдо стойте на своём.
 Постарайтесь вспомнить с ребёнком правила поведения и общения. Придумайте ему любые игровые ситуации и предложите школьнику самому найти выход из положения, помочь герою: “А как бы ты поступил?” Тогда правила не будут выглядеть нудными назиданиями взрослых. Ребёнок, опять же, будет считать, что выработал эти правила для себя сам, а проблемы с поведением сократятся до минимума.
  Можно предложить детям самим сделать дома свой стенд или плакат с правилами. Пусть ребёнок сам составит их, обсудит с вами, напишет и украсит его, добавит туда расписание уроков и внешкольных занятий, сделает себе режим дня, повесит свои награды и творческие работы. Это постепенно избавит взрослых от постоянных напоминаний и позволит ребёнку почувствовать себя более самостоятельным и собранным. Ведь он всегда может обратиться к своим записям. Это же могут сделать и родители, если ребёнок начнёт упрямиться или капризничать: “Я думаю, что ты должен сначала сделать уроки, а потом пойти в гости к Кириллу, потому что ты сам принял для себя эти правила, и я хочу доверять тебе, как взрослому.” Сразу скажу, что скандалы, крики, наказания здесь будут менее действенными.
  Старайтесь проводить с ребенком побольше времени вечером. Больше разговаривайте, задавайте вопросы о прошедшем дне. Не ограничивайтесь формальным родительским опросником: “Как поведение и оценки в школе? Что съел на обед?” Ребёнок должен чувствовать вашу заинтересованность его жизнью. Если Вы не хотите к подростковому возрасту растерять все хорошие отношения с ребёнком, постепенно приучайте его своими поступками к тому, что вы не только родитель, но и друг. Ведь подростки больше опираются на мнения друзей, чем родители. Такова уж их психология. Пусть ребёнок покажет Вам свои достижения и неудачи: тетради, дневник, свои рисунки и поделки. Обсудите новости, оценки и поделки, найдите для них место в комнате. Пусть ваш малыш расскажет вам о том, как зовут его друзей, новых учителей, с кем и во что он сегодня играл. Поинтересуйтесь правилами игры или планом выполнения поделки. Узнайте, а что он прочитал на уроках и дома. Пусть ребёнок кратко расскажет о прочитанном. Обязательно проверьте выполнение всех домашних заданий: письменных и устных, даже, если ребёнок посещает группу продленного дня.
   Примерно через 2 недели после начала учебного года можно добавить в режим дня ребёнка внешкольные занятия в кружках или секциях.

Тимофеева Марина Вячеславовна

1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...