МК "Инфографика на уроке"

Ещё один МК.
Адрес сайта здесь
Автор программы мастер-класса и ведущая - Юдина Инна Анатольевна, к.п.н., эксперт Программы Intel "Обучение для будущего"координатор региональной площадки в Приморском крае, проректор по информатизации ГОАУ ДПО ПК ИРО, г. Владивосток.


Краткая аннотация
Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у учеников возникает необходимость в ее восприятии. Одно и то же содержание учебного предмета может по-разному усваиваться в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся.
Как организовать эффективное и результативное обучение школьников с помощью инфографики?
Как учителю построить процесс обучения так, чтобы активизировать творческий потенциал учеников?

Добро пожаловать в наш виртуальный класс!
На мастер-классе мы:
  • поразмышляем над тем, как учить поколение Z;
  • обратимся к теории вопроса "Что такое инфографика?";
  • выясним какое место может занимать инфографика на уроке или в работе над учебным проектом;
  • составим мозаику методических приемов для работы с инфографикой;
  • познакомимся с сервисами для создания статичной инфографики;
  • создадим инфографику к уроку или учебному проекту.

Учебный план мастер-класса

 Название этапаДата проведения  Примечание
Введение. Давайте познакомимся! 2.11 - 3.11.2015Рефлексия
Модуль 1 4.11 - 6.11.2015Рефлексия
Модуль 2 7.11 - 9.11.2015Рефлексия
Модуль 3 10.11 - 11.11.2015Рефлексия
Модуль 4 12.11 - 14.11.2015Рефлексия
Рефлексия. Подведение итогов15.11.2015Итоги


М 1. Поколение Z: выбор адекватного стиля обучения


Для чего нужно поближе "познакомиться" с поколением современных школьников?  


Вот уже более 8 лет в нашей школе встречаются 4 поколения - поколения беби-бумеров, X, Y и Z.
Как Вы думаете, мы успели понять:

Кто наши ученики? В чем их принципиальные отличия от предыдущих поколений?
Какие особенности характерны для личности современного школьника?
Как учитывать эти особенности в учебно-воспитательном процессе при переходе на ФГОС ОО?
Какой стиль обучения выбрать?
Действительно ли современные образовательные ИТ-практики могут быть эффективными в работе с новым поколением школьников?
Не зная главных особенностей современных школьников, нельзя предложить адекватную программу действий по их обучению, воспитанию и социализации.
Именно по этой причине, мастер-класс по применению метода инфографики в образовательном процессе мы начинаем со знакомства с поколением Z.
Здесь выполнение 1 задания.
Портрет поколения Z (3 группа)



М 2. Поговорим об инфографике


Инфографика как способ визуализации учебной информации
Инфографика - один из способов визуализации информации.


Примечание. Визуализация – формирование: зрительного наглядного или мысленного образа.
Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно, становится требованием современности.
Что же такое инфографика?
«Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний». В. Лаптев
Инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающуюв себя:
-        визуальные элементы,
-        тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.
Основная цель инфографикиинформирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактов.
Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации – её метафоричность, то есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Существует три типа инфографики:
  • статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
  • интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут (в той или иной степени) взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
  • видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Принципы создания инфографики:
-        актуальность и востребованность темы;
-        простота и краткость;
-        креативность;
-        образность;
-        точность и организованность информации;
-        эстетическая привлекательность.
Инфографика держится на трех принципах:
  1. Смысл;
  2. Сравнение;
  3. Управление вниманием.
Существуют различные жанры инфографики:
-        инструкция,
-        информационный плакат,
-        памятка,
-        статистические исследования,
-        путеводители…
Технология создания инфографики:
1-й шагопределите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы). Стоит принять во внимание, что «в графике очень легко отображать существующее в реальности, значительно труднее перенести в визуальную плоскость отвлеченные понятия и почти невозможно – мнения и комментарии.
2-й шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются вашей аудиторией.
3-й шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и всем известной.
Краткий конспект по материалам статьи:
Ермолаева Ж. Е., Герасимова И. Н., Лапухова О. В. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Концепт. – 2014. – № 11 (ноябрь).

Задание 1. Вы не слышали об инфографике? Мы Вам расскажем! (Это презентация нашей группы)



Задание 2. Учимся понимать инфографику.
Выбрать любой объект, представленный на странице. Например, Псков Великий.
Познакомиться с двумя вариантами инфографики об объекте: видеоинфографикой и статичной инфографикой.
Ответьте на вопросы (для одного варианта инфографики, на ваш выбор):
  • О чем рассказывают данные, представленные в инфографике?
  • Сформулируйте цель и задачи, которые достигаются в выбранной инфографике?
  • Как Вы думаете, что считали самым важным люди, собравшие данные для инфографики?
  • Сделайте какое-либо заключение относительно того, что представлено в инфографике.
  • Как Вы можете воспользоваться выбранной инфографикой? 
Я выбрала Собор святой Екатерины, статичную инфографику.
Она рассказала мне:
 1) Кто такая Екатерина Александрийская, христианская великомученица.
2) Хронология строительства собора.
3) Какие скульптуры украшают собор.
4) Чьи могилы расположены в соборе.
5) Кто венчался в соборе.
6) Какие ордены проводили службу в соборе.
7) Кто из святых служил в соборе.
8) Месторасположения собора в Санкт-Петербурге.
9) Некоторые особенности собора.
10) Архитекторы собора.
11) Визуальный образ собора.
Цель: дать точное и полное представление о соборе святой Екатерины.
Задачи:
1) Использовать образные средства для представления информации.
2) Наполнить плакат информативными сведениями о соборе.
3) Отразить различные стороны истории существования собора.
Самое важное в данной инфорграфике показать значимость этого собора в разные исторические эпохи.
Мне понравилась инфографика. Она очень информативна. Получаешь первое представление о соборе, даже не побывав в нём.
Использование инфографики может быть различно. 
1) Для уроков истории в виде виртуальной экскурсии с последующими исследовательскими заданиями.
2) Перед экскурсией в собор.
3) Для создания альбомов с достопримечательностями г. Санкт-Петербурга.
4) Как памятка для иностранных (иногородних) туристов.
И... перечислять можно много.
Вот так я поработала во 2 модуле.


М 3. Инфографика - модное увлечение или эффективная педагогическая практика?


Лучший способ иметь хорошие идеи - это иметь много идей.
Лайнус Карл Полинг, лауреат двух Нобелевских премий




  • Инфографика - модное увлечение или эффективная педагогическая практика?
  • Как организовать результативное обучение школьников с помощью инфографики
  • Как учителю построить процесс обучения так, чтобы активизировать творческий потенциал учащихся?
Попробуем найти ответы на эти вопросы в рамках работы над Модулем 3. 


Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у обучающихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся.

Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для:

создания проблемных ситуаций;
организации эффективной поисковой деятельности;
развития критического мышления;
развития открытой познавательной позиции
создания мотивации к изучению новой темы и др.


Полезно, чтобы школьники не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы к идеям. В процессе создания инфографики обучающиеся самостоятельно должны добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать. Не только систематизировать факты, но и наглядно представлять результат их систематизации.



Задание 2. "Составляем мозаику педагогических идей" (индивидуальная работа).
  • Найдите в Сети инфографику, вокруг которой можно развернуть учебную деятельность в рамках выбранной Вами темы по учебному предмету.
  • Предположите, на каком этапе работы на уроке или над учебным проектом можно организовать работу с инфографикой.
  • Подумайте, какую педагогическую технику можно использовать для работы с выбранной инфографикой.
  • Сформулируйте задание для учащихся.
  • Результаты Ваших раздумий представьте в предложенной таблице (найдите свою группу, вставьте в ячейку ссылку на инфографику и кратко сформулируйте задание к ней).
  • Познакомьтесь, как минимум, с тремя работами коллег. Оставьте комментарий.

М 4. Инфографика: как создать чудо?


Видеть и делать новое - 
очень большое удовольствие.
Вольтер.




Если вы думаете, что процесс создания инфографики сложный, долгий и трудный, то Вы отчасти правы!
Сложно придумать идею, сформулировать проблему, увидеть "картину" в целом. Но, об этом, чуть позже.
Рассмотрим техническую сторону вопроса.
Какие сервисы предназначены для создания инфографики?
Предлагаю познакомиться (или вспомнить 2 сервиса).
Поработайте в предложенных сервисах. Подумайте, какой сервис Вам больше понравился.
Приступаем к самому сложному этапу - созданию собственной инфографики.
Мы попробуем создать инфографику к уроку или к учебному проекту.
Только потом будем предлагать такую работу нашим ученикам, т.к. будем понимать, какой должна быть инфографика.
Технология создания инфографики.

Задание 1. Инфографика к уроку/учебному проекту.
  • Выберите любимую учебную тему в рамках преподаваемого предмета.
  • Подумайте, какой может быть идея инфографики.
  • Сформулируйте для себя проблему, которая будет отражена в инфографике.
  • Сформулируйте цель и задачи инфографики.
  • Разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты.
  • Подберите образы, картинки.
  • Подберите текст, который будет сопровождать инфографику.
  • Создайте инфографику с помощью сервиса easel.ly или piktochart.com .
  • Разместите ссылку на Вашу работу в этой ветке форума (ссылку на инфографику и описание задания к инфографике как в предложенном шаблоне ).
  • Познакомьтесь с работами коллег (2 - 3) и оставьте свой комментарий.
Помните, что инфографика отличается:
  • от конспекта к уроку, 
  • от слайдов презентации к уроку.
Инфографика - хорошо структурированные факты, данные (в виде визуальных образов, диаграмм, чисел, поясняющего текста).
Это моя ИНФОГРФИКА (не очень профессионально), но вот как то так получилось.











Рефлексия. Подведение итогов













Итоговая рефлексия
 в форуме Галактики (на специальной ветке МК):

Напишите короткое эссе по теме "Инфографика - модное увлечение или эффективная педагогическая практика?" 
Аргументируйте свое мнение.
И, продолжите предложение: "А напоследок я скажу ..."

МК закончился. Я всё, что требуется выполнила. Получила "ЗАЧЁТ". 

1 комментарий:

  1. Светлана Филиппова25 марта 2018 г. в 08:14

    сказать круто- ничего не сказать! спасибо огромное, вы- гений!!!!!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...