Этикет (от фр. etiquette - этикетка, надпись) -
это совокупность норм и правил,
согласно которым люди ведут себя в обществе.
Этикет может быть разным: столовый, речевой, деловой,
профессиональный, телефонный,
религиозный, театральный, концертный.
Существует этикет взаимоотношений
между мальчиками и девочками.
Уважаемые мамы и папы, как часто вы обращаете внимание на поведение своих детей в обществе, в семье, в школе и т. п. Думаю, что не очень часто. Наблюдая за тем, как ведут себя наши дети в классе, пришла к выводу, что многие из них не знают простейших правил поведения. Они могут вмешиваться в разговор старших людей, перебивают друг друга и учителя, не здороваются и не прощаются, мальчики не пропускают вперёд девочек, девочки громко разговаривают, кричат. И мальчики, и девочки употребляют в речи бранные слова, могут обзываться, ударить друг друга и т. д. и т. п.
Конечно, учитель обращает внимание на такие манеры поведения. Мы беседуем с ребятами, объясняем, как правильно себя вести, проводим ролевые игры, составляем памятки по правилам поведения. Но... Но, этого очень мало, чтобы выработать стойкую привычку правильного поведения.
Что делать в этом случае? Предлагаю несколько выдержек из различных источников.
Хороший вкус и правильную манеру поведения человек должен развивать в себе с ранних лет, тогда в более зрелом возрасте он не будет попадать в неловкие ситуации и всегда сможет правильно повести себя в обществе. И вполне логично, что за развитие у ребенка этих качеств должны отвечать родители. Именно они закладывают в голову малыша базовое понимание мира, и во многом именно от этой базы зависит, какой человек вырастет из ребенка.
Не упусти момент! С первых месяцев жизни кроха впитывает всю доступную ему информацию, как губка. Очень важно не упустить этот момент и правильно расставить акценты в его сознании: объяснить что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно.
Источник: http://tinyurl.com/p3zhevo
Не теряй времени и приучай свое чадо к хорошим манерам как можно раньше. Но прежде чем штудировать нормы этикета, прими к сведению: правила на все случаи жизни придумать нельзя. Можно научить пониманию вежливости. А это – внимание, уважение, такт и чуткость к тем, кто рядом.Яблоко от яблони
Очень важно понять, что нормы поведения закладываются в семье. Малыши копируют манеры родителей – это доказанный психологами факт. Ты никогда не научишь кроху быть опрятным, если привыкла ходить дома одетой кое-как (это касается и мужа). Не приучишь сына или дочь к порядку, если у вас в квартире – вечный хаос. Не докажешь, что к бабушке и дедушке нужно относиться с почтением, если за глаза обсуждаешь их. Дети «зеркалят» родителей – прими этот факт за основу своей системы воспитания. То, как ты обращаешься к малышу, что говоришь в его присутствии, как себя ведешь потом, проявится в нем.
Даже если кроха пока плохо разговаривает, его нужно учить вежливым оборотам речи. Делать это следует ежедневно. «Солнышко, передай, пожалуйста, соль. Большое спасибо», «Милый, будь добр, выключи свет! Благодарю». Малыш быстрее запомнит, в каких ситуациях какие слова необходимо употреблять, как себя вести... Не забывай, что хорошие манеры – это не только правильное обращение. Общая картина состоит из незначительных, на первый взгляд, мелочей! Твои усилия по формированию «вежливого» словарного запаса сойдут на нет, если ребенок, к примеру, привык горбиться и раскачиваться на стуле.
Кстати, именно осанке следует уделять особое внимание. Во-первых, это один из тех факторов, которые формируют первое впечатление о человеке. А во-вторых, правильная осанка – залог здоровья. Юных леди и джентльменов с младых ногтей учили держать спину! Очень полезное правило, вырабатывающее осанку уверенного в себе, воспитанного человека!
Обращай внимание дочки на то, как она выглядит сидя. Ноги следует держать вместе, прижав колени друг к другу, можно наклонить голени в одну сторону. И мальчику, и девочке непозволительно разваливаться на стуле или в кресле. Можно сидеть, лишь слегка прикасаясь спиной к спинке. Скрещивать ноги и качать ими разрешается только дома! Вставать нужно, не держась за поручни кресла – легко и грациозно. А стоя не покачиваться, не держать руки в карманах и не упирать их в бока. Куда же их деть? Девочка может сомкнуть их в замок или держать сумочку, мальчику сложнее: придется привыкать держать их непринужденно.
Чем старше становится ребенок, тем пристальнее он вглядывается в то, как мы себя ведем, и повторяет – и хорошее, и плохое. Даже если ты будешь десять раз на дню говорить, что следует здороваться со знакомыми людьми, а сама при этом игнорировать соседку, с которой когда-то случился конфликт, твой урок вряд ли усвоится. А если папа за столом не сдерживает отрыжку, объяснить ребенку, что так делать не надо, еще сложнее. Поэтому, возможно, воспитательные мероприятия придется вести на всех фронтах.
NB! Ограничения воспитываются. Ковыряние в носу, почесывание затылка и даже пуканье в общественном месте для ребенка простительны. Малыш еще не знает, что так делают только невоспитанные люди. Значит, его необходимо об этом проинформировать. Для начала расскажи, что все взрослые договорились: такие действия – некрасивые. И если хочешь быть настоящим джентльменом или дамой, так делать не нужно.
Магия на каждый день
Дети принимают правила, если они кажутся им полезными. Ребенок быстро поймет, что слова «прости», «извини», «пожалуйста» облегчают жизнь. Сосед по песочнице не дал поиграть машинкой, несмотря на громогласный рев? «Он правильно сделал. Попробуй завтра подойти к нему и сказать: «Извини». А потом – попросить игрушку». Чадо поймет, что чары волшебных слов действуют. Будь терпеливой! Малыш не с первого и не со второго раза усвоит, к примеру, что, выходя из-за стола, необходимо говорить спасибо. Закрепляй навыки ежедневно! Спокойно напоминай, а при успехе – хвали. Помни также, что некоторым вещам учатся долго. Например, красиво есть ножом и вилкой. Поправляй, помогай, но не ругай, если что-то не получается. И не одергивай слишком резко, если ребенок вмешался в разговор. Делать так – неуважение к сыну или дочери. Останавливай мягко: «Дорогой(ая), я хочу закончить разговор, после этого мы выслушаем тебя». И еще: как бы ребенок себя ни вел, не навешивай негативных ярлыков: «хам, невоспитанный, грубиян». Такие слова воспринимаются на подсознательном уровне как руководство к действию. Используй более спокойные формулировки: «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…»
NB! Плохое поведение и привычки не должны оставаться незамеченными. Истерику в магазине, демонстративное швыряние игрушек или попытку побить маму нужно немедленно пресекать. Наказывать, отвлекать или игнорировать? Поступай так, как подсказывает тебе интуиция в конкретном случае. Постарайся выработать оптимальную стратегию. И настаивай на своем. Ведь только убежденность в своей правоте позволит тебе быть услышанной и понятой.
Ролевая игра
Игры помогут выработать необходимые схемы поведения и пополнить словарный запас. Сын или дочь отправляется на день рождения к однокласснице? Отрепетируйте эту ситуацию. Пусть ребенок будет гостем на празднике, а ты – именинницей, которая принимает поздравления. Малыш говорит: «Здравствуй, Маша! Я поздравляю тебя с днем рождения! А это тебе от меня». А Маша должна сказать: «Спасибо большое, мне очень приятно тебя видеть, а твой подарок мне очень нравится!» Ей ответят: «Пожалуйста». Отрепетируйте и разговор по телефону. «Здравствуйте. Это Саша, одноклассник Маши. Я могу с ней поговорить? Пригласите ее, пожалуйста, к телефону». Точно так же обыграйте ситуации в магазине, на почте, в кафе. И приступайте к тренировкам в реальной жизни!
NB! Хвали ребенка за достижения в области усвоения хороших манер. Например, за то, что он терпеливо дожидался, пока ты вела по телефону важную беседу, за послушание, за предупредительность и за то, что он старается соблюдать правила, которым ты его научила.
Остаться естественным
Воспитывая в ребенке хорошие манеры, не перегни палку. Чтобы вежливость не перешла в наигранность, а искренняя улыбка не превратилась в лицемерную. Помню, в нашем классе была такая «маленькая дама». Родители научили ее безупречным манерам! Но одноклассники не хотели брать «принцессу» в игру: она казалась всем надменной и слишком похожей на учительницу. Не думаю, что она была счастлива...
Другая сторона жесткого «прививания» правил хорошего тона – чрезмерная скромность и стеснительность. Ребенок боится показаться невежливым и задать вопрос учителю, переспросить чье-то имя, высказать свое мнение. И этого тоже нельзя допустить! Как же сделать так, чтобы сын или дочь чувствовали границу между вежливостью и жеманностью, допустимым и некрасивым? Наверное, и маме, и папе нужно быть максимально искренними с малышом и не стесняться объяснять все аспекты поведения – своего, его, окружающих. Вот типичный пример. В гости неожиданно приезжают знакомые из другого города – с ночевкой. Их никто не ждет, да и отношения у вас не слишком близкие... Не стоит обсуждать их при ребенке, а потом встречать гостей с распростертыми объятиями! Можно объяснить все, как есть: «Вообще-то мы с папой не ждали никого. Но эти люди рассчитывают на нас – невежливо им отказать».
NB! Разбирайте все проблемные ситуации, которые случаются с ребенком, в семье. Ссора в школе, конфликт с другом, чья-то обида на сына или дочь: почему произошло так? Можно ли было этого избежать? Как поступить в следующий раз?
Источник http://www.edinstvennaya.ua/view/600
Великий Чехов писал: «Хорошее воспитание заключается не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой».
Научить детей быть такими - наша с вами задача!
Предлагаю тест "Что должен знать и уметь делать мой ребенок". Отвечайте "да" или "нет", оценивая поведение своего ребенка. Понаблюдайте, выполняет ли он простейшие правила этикета. Делает ли он так, как написано ниже.
1) Когда ты просишь что- нибудь, обязательно говори «пожалуйста».
2) Когда ты что-то получаешь, обязательно говори «спасибо».
3) Не прерывай взрослых, которые они говорят друг с другом, если только не будет чрезвычайных ситуаций. Как только взрослые закончат разговор, они обязательно обратят на тебя внимание и ответят на все твои вопросы.
4) Если ты хочешь привлечь внимание взрослых в момент их разговора, тихонько подойди и извинись, прежде чем вклиниться в разговор. Вежливые люди поступают именно так.
5) Если ты сомневаешься, стоит ли делать то или иное дело, лучше посоветуйся со взрослыми, наверняка они дадут тебе дельный совет, который поможет тебе и вполне возможно, сможет уберечь от каких — либо неприятностей.
6) Старайся быть сдержанным и не показывать на людях свои отрицательные эмоции. Это некрасиво, ты не вызовешь к себе уважения таким образом.
7) Никогда не комментируй физические особенности других людей, исключение составляет комплимент. Даже если человек некрасив внешне, это вовсе не является поводом для обсуждения: таким образом ты можешь оскорбить или расстроить другого.
8) Когда люди интересуются и спрашивают, как твои дела, ответь им, после этого обязательно задай такой же вопрос. Человеку всегда приятно, когда им интересуются.
9) Когда ты провел время в доме своего друга, не забудь поблагодарить его и его родителей за прекрасное времяпрепровождение и за вкусное угощение, обязательно скажи, что с удовольствием придешь к ним в гости еще раз.
10) Прежде чем войти куда — либо, обязательно постучись для начала, и только тогда, когда тебе разрешат зайти, открывай дверь.
11) Когда ты звонишь кому — нибудь, для начала обязательно представься, а потом вежливо спроси, можешь ли ты пообщаться с тем, кому звонишь.
12) Всегда благодари и говори спасибо за любой полученный тобой подарок. В наше время электронной почты и смс-сообщений, например, твоей бабушке будет очень приятно получить от тебя рукописное письмо или открытку с благодарностью за полученный подарок.
13) Никогда не используй ненормативную лексику в присутствии взрослых. Взрослые уже знают все эти слова и находят их скучными и неприятными.
14) Ко взрослым людям стоит обращаться на «вы» и называть их по имени и отчеству. Исключение составляют лишь родственники.
15) Не смейся над людьми без особой причины. Таким поведением ты показываешь человеку свою слабость и недалекость, тем более, все люди разные, бывают и очень обидчивые. Человек может оскорбиться или разозлиться на тебя.
16) Даже если во время игры, или какой-нибудь семейной встречи тебе скучно, постарайся не показывать этого. Поверь, люди делают все возможное для того, чтобы всем было интересно и весело.
17) Если ты случайно натолкнулся на кого-то, извинись перед этим человеком.
18) Прикрывай рот рукой в тот момент, когда кашляешь, зеваешь или чихаешь, а также не стоит сморкаться в публичных местах, при людях.
19) Когда ты открываешь дверь, для того чтобы войти или выйти, посмотри, нет ли кого-то сзади тебя, для того чтобы подержать дверь и помочь человеку.
20) Если ты проходишь мимо старших родственников, знакомых или учителей, занятых каким- либо делом, поинтересуйся, можешь ли ты чем- нибудь помочь. Вполне возможно, ты будешь очень полезен, а также сможешь узнать что-нибудь новое и интересное для себя.
21) Когда взрослый попросит тебя об одолжении, постарайся не ворчать и выполни просьбу с улыбкой.
22) Когда кто-нибудь окажет тебе помощь, например, учитель, обязательно поблагодари, человеку будет приятно и он наверняка в следующий раз еще раз тебе поможет.
23) Старайся правильно пользоваться столовыми приборами во время приема пищи. Если ты вдруг не знаешь, как это правильно сделать, посоветуйся с родителями, они непременно тебе подскажут.
24) Во время обеда держи салфетку на коленях, а когда необходимо, промокай ей губы.
25) Если ты не можешь дотянуться до какого — нибудь блюда или предмета за столом, вежливо попроси, чтобы тебе передали его.
Если вы получили 25 "да", то ваш ребенок знает и умеет выполнять простейшие правила этикета. Если число положительных ответов ниже 25, значит вам есть над чем работать, вам есть, куда стремиться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий