воскресенье, 21 апреля 2013 г.

Азбука воспитания

     В четверг (25 апреля) на открытом уроке русского языка мы будем беседовать с детьми о том, что такое совесть. Понятие "совесть" не является простым для объяснения. Думаю, что и дома вы, уважаемые родители, не очень часто об этом беседуете. Но говорить с ребенком о таких вещах необходимо. 
   Я предлагаю  вам познакомиться с небольшим отрывком из книги С. Соловейчика "Педагогика для всех". Думаю, что эта статья будет полезна многим из нас. Прочитайте, поразмышляйте, побеседуйте со своим ребенком о том, что такое СОВЕСТЬ.


       Совесть есть у всех. И есть тысячи способов успокоить совесть, заглушить ее. Дети занимаются этим постоянно.Ребенка мучит совесть: плохие отметки по математике.Сейчас же находится оправдание: а зачем мне математика?Я математиком становиться не собираюсь.
       Или он переносит свои качества: все плохие, все дураки, все воруют! Или он всех держит в виноватых. Или, бывает, уходит в свои болезни. Способов защиты от самого себя много. 
    И мы сталкиваемся с одним из очень трудных вопросов педагогики: эти детские и юношеские разглагольствования, эти рассуждения типа «зелен виноград» и «ничего страшного», эти сделки с совестью - большая опасность в духовном развитии ребенка. Не то страшно, что плохо учится, а страшно, что у него еще и совесть спокойна, нашел оправдание. 
      Да, мы не всегда настолько сильны, чтобы поступать лишь по совести, но мы должны понимать свою слабость именно как слабость. 
  Деликатнейшее дело - воспитание совестливости! Будет ли ребенок совестливым человеком, будет ли он исполнять требования совести - это целиком зависит лишь от одного, одного и одного обстоятельства: насколько законы совести будут воплощаться в жизнь вокруг него. Другими словами - насколько люди будут справедливы. Дети нуждаются в повышенном по сравнению с обычной жизнью уровне справедливости. Холод, голод, всевозможные лишения - ничто не страшно ребенку так, как несправедливость. 
    Создать вокруг своего ребенка зону полной справедливости родители не могут, но то, что мы можем дать, мы дать обязаны. Если же вместо того, чтобы годами показывать детям пример справедливости, мы начнем сводить счеты: ты со мной несправедливо поступил - ну и я с тобой так же, если мы видим справедливость не в решении проблем, а в бесконечной череде наказаний и наград, если нам кажется, будто мир устроен по принципу «баш на баш», за добро - поощрение, за проступок - наказание, то мы только подрываем веру в правду. И бесконечно и безвозвратно ослабляем духовные силы ребенка. 
Ребенок поступает не по совести, совесть спит в нем? Значит, вокруг него ослаблен фон справедливости - другой причины нет. 
    Надо не чтобы ребенок поступал честно - он научится. Надо, чтобы мы поступали честно в его глазах. Чтобы он чувствовал наше стремление к правде, чтобы незаметно передавался ему дух правды и совести. 
     Справедливость, то есть поступок по правде, детям, как и всем людям, важнее еды, сладостей, игрушек и даже любви. 
    Правда живет без нас, справедливость творится нами . Следовательно, совестливость появляется у детей, когда в мире - правда, в родителях - справедливость. Притом без напоминаний о совести, без обращения к совести.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...