Образовательный маршрут "Путешествие в страну Словарию"

 В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно. 
Н. В. Гоголь


Уважаемые участники путешествия! Уважаемые родители!

  Каждый день мы встречаемся со словами. Они окружают нас повсюду: и в повседневной жизни, и в учебе, и в работе. За каждым словом стоит своя история, каждое слово хранит свои секреты. Среди слов есть такие, которые нам понятны и ясны. Мы знаем, что они обозначают, умеем их писать без ошибок. Но есть слова, которые только кажутся простыми. На самом деле мы можем допустить в них ошибку. Вы скажите, что надо проверить такое слово. Но, оказывается, что эти слова не подчиняются принятым правилам проверки слов, они живут своей обособленной жизнью. 
   Что же тогда делать? Всё просто. Мы не можем их проверить, но мы можем запомнить их написание. Но тогда возникает другой вопрос. А как запомнить все эти слова? Ведь в русском языке их очень много. И вот тут нам помогут особые приемы работы с такими словами. 
  Мы отправляемся все вместе в увлекательное путешествие по стране Словарии. Наше путешествие поможет познать словарное слово с разных сторон: как произошло это слово, что оно обозначает, какова его "семья", есть ли у слова синонимы и антонимы, как легко его запомнить. Если выполнить такую работу, то навсегда можно запомнить трудное словарное слово и писать его без ошибок. 
   В ходе нашего путешествия мы соберем всю информацию о словарных словах по теме "Животные нашего края". Мы разместим её в школьном словарике, который оформим в виде книги, а также представим электронную презентацию для каждого слова. Итак, в путь!

Цель образовательного маршрута: Создать школьный словарик "Животные нашего края".

Задачи образовательного маршрута:
  1. Собрать информацию о словарном слове по плану.
  2. Оформить собранную информацию в виде информационного листа.
  3. Составить из информационных листов словарик "Животные нашего края".
Условия для проведения образовательного маршрута:
 Чтобы собрать всю необходимую информацию о слове, требуется использовать разнообразные словари. Словари могут быть книжными и электронными. Пользоваться можно и теми и другими. Но, чтобы использование электронных словарей было эффективным, воспользуйтесь подсказками. Каждая подсказка - это остановка, на которой мы будем искать определенную информацию о слове.
Работать следует по плану:
  • словарное слово с выделенным “опасным местом”- орфограммой;
  • иллюстрация слова (собственный рисунок);
  • толкование слова (лексическое значение);
  • фонетический анализ слова;
  • этимология слова (происхождение слова);
  • слова-родственники, однокоренные слова;
  • слова синонимы, антонимы к словарному слову;
  • фразеологизмы с использованием словарного слова (если есть);
  • пословицы с использованием словарного слова (если есть);
  • 3-4 загадки , где отгадка словарное слово;
  • ребус(ы), где зашифровано словарное слово;
  • ассоциации со словарным словом (“хитринки”, которые помогают его запомнить).
Подсказка 1
  Сначала мы выясним, как правильно пишется словарное слово, где в этом слове орфограмма - "опасное место". Сделать это легко, если воспользуешься ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ.
Вот здесь находится один из много численных словарных словарей. 

  Открыв этот ресурс, введите искомое слово в специальное окошечко и нажмите стрелку. Ваше слово появится. В словарной статье вы сможете увидеть разнообразную информацию. Воспользуйтесь ею и перенесите в информационный лист. Обязательно выделите "опасное место" - подчеркните эту букву, покажите ударение в слове.

Подсказка 2
  А теперь познакомимся с этим словом поближе, узнаем его лексическое значение. Для этого потребуется ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ. Толковых словарей в сети Интернет тоже великое множество. Но надо понимать, что самые лучшие словари - это словари, которые создали наши ученые-филологи: В. В. Даль, С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова. 

   Вам требуется в каждом словаре найти толкование своего слова. Следует выписать его в информационный лист и указать, из какого словаря было написано это толкование. Вы можете сравнить, как толковали слово разные ученые, какую трактовку имеет это слово в современном словаре. В этих словарных статьях, кстати, вы сможете найти и другую интересную информацию о слове: его употребление в речи, сочетание с другими словами, употребление слова в пословицах и поговорках. Вы можете и эту информацию использовать в своей работе. 

Подсказка 3
  Самое интересное в нашем путешествии - это информация о происхождении слова (этимология слова). Чтобы узнать, как родилось слово, какой народ его придумал используют ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

    В этимологических статьях бывает сложно разобраться, так как там даётся много специальной информации. Ваша задача - понять, какой народ придумал это слово, почему это произошло. Вы можете прочитать словарные статьи в различных словарях (см. ссылки), но в информационном листе следует написать общую информацию. Конечно, взрослые должны помочь выполнить эту работу правильно. 

Подсказка 4
    Итак, мы уже очень много узнали о нашем слове: его происхождение, толкование, написание. Пришло время узнать, как звучит слово, какова его фонетическая оболочка. В этом нам поможет ФОНЕТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

    Пройдитесь по фонетическим словарям. Проверьте разбор своего слова в каждом словаре. Зафиксируйте разбор в информационном листе: не забудьте о транскрипции и фонетическом анализе каждого звука. 

Подсказка 5
    Из чего состоит слово? В каждом слове есть главная часть - корень. Какой корень имеет ваше слово? Давайте узнаем. Точный разбор поможет сделать  
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ.
    У каждого слова есть семья. Это родственные слова. Их бывает много, бывает мало. Ваша задача собрать всю семью вместе. В этом деле вам тоже может помочь словарь. Называется он - СЛОВАРЬ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ.

    Какое увлекательное занятие собирать родственные слова. Иногда родственным словом может стать даже фамилия или имя. Чем больше вы соберете родственных слов, тем больше знаний у вас появится. Самое главное - обращать внимание на написание родственных слов. Единообразное написание корня слова - это залог вашей грамотности. Обращайте на это внимание. Запишите всю "семью" в информационный лист.

Подсказка 6
   Наше слово не может быть одиноким. С ним связаны не только семья родственных слов, но и слова синонимы и слова антонимы. Давайте соберем и их в нашу копилку. В этом нам помогут СЛОВАРИ СИНОНИМОВ И АНТОНИМОВ.

   Синонимы - это слова близкие по смыслу твоему словарному слову. Антонимы - слова с противоположным смыслом. Всю информацию о синонимах и антонимах нужно тоже разместить в информационном листе.  

Подсказка 7
   Русский язык настолько богат и многообразен, что просто удивительно. Смотрите, как много информации вы уже собрали о своем слове. Но есть еще одно интересное явление в нашей речи - это фразеологизмы. Скоро мы будем изучать эту тему на наших уроках. Вы узнаете, что фразеологизмы - это устойчивые (т. е. никогда не меняются) выражения в русском языке. Они родились в нашей речи очень давно, но люди используют их и посей день. Наверняка вы слышали такие выражения "кот наплакал", "ловит ворон", "как корова языком слизала" и другие. Что обозначают такие фразы, когда их следует употреблять, как они появились? Об этом вам расскажет ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

   Вы можете найти информацию о фразеологизмах с помощью поисковой строки Интернета. Стоит только правильно задать поиск. Например, вы можете набрать такую фразу:  фразеологизмы со словом ПЕТУХ, Поиск тут же выдаст вам множество ссылок на все фразеологические выражения с словом ПЕТУХ. Запишите найденные фразеологизмы в информационный лист. Иногда фразеологизмы иллюстрируют, т. е. изображают в картинках. Попробуйте найти подходящие иллюстрации к своим фразеологизмам или нарисовать сами.

Подсказка 8
   Пословицы и поговорки - это ещё один пласт нашей русской речи, где можно встретить и наши словарные слова. Попробуй собрать некоторые пословицы и поговорки со своим словарным словом. Разберись с их значением. Запиши информацию в информационный лист. 
  Давать ссылки на сайты с пословицами и поговорками нет смысла. Воспользуйся поиском. Правильно запиши свой запрос в поисковой строке: например, пословицы и поговорки со словом ЛИСИЦА. Поиск выдаст тебе список ссылок, по которым ты сможешь "походить" самостоятельно. Всегда используй первые 3-5 ссылок из списка. Они будут самые верные и точные. 
  Но одну ссылку я все же размещу здесь:

Подсказка 9
   А теперь давайте соберем небольшую копилку загадок и ребусов, в которых будет зашифровано наше словарное слово. 
   Загадки вы сможете найти самостоятельно и написать их в информационный лист. А вот с ребусами вам может помочь специальный ресурс ГЕНЕРАТОР РЕБУСОВ.

   Задайте в генераторе свое слово, включите галочку "ребус для детей". генератор выдаст вам картинку-ребус. Её надо аккуратно перерисовать на бумагу. Вы можете запросить у генератора несколько ребусов со своим словом. Тогда их все надо будет аккуратно зарисовать в информационный лист. 

Подсказка 10
   Ну и последний этап нашего путешествия со словом - это хитринки-запоминалки. Вы помните, что у нас с вами возник вопрос: А как же запомнить словарное слово, чтобы оно никогда не исчезло из памяти? Мы много сделали для того, чтобы познакомиться со словом поближе. Но существуют специальные приемы запоминания словарных слов. Например, 
  • "усиление" запоминаемой буквы;
  • графическая (рисунок) ассоциация;
  • звуковая ассоциация;
  • мнемотехника и др.

   Прочитай вместе с родителями о том, как лучше запоминать словарные слова и придумай хитринки-запоминалки. Зафиксируй их в информационном листе.

   Ну вот и подошло к концу наше путешествие по стране Словарии. Мы постарались собрать все информацию о словарном слове. Все материалы оформили в информационном листе. Его можно дополнить рисунками и иллюстрациями слова. 
  
А напоследок я хочу предложить вам посмотреть электронную презентацию нескольких словарных слов. Мы постараемся оформить наши материалы также красочно и красиво.

👉 Словарное слово ПОСУДА 



👉 Словарное слово ПЕРЧАТКА


👉 Словарное слово ВОЛШЕБНИК


ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ:
   Уважаемые родители! Вы познакомились с нашим путешествием по стране Словарии. Оно может стать увлекательным и интересным для Вашего ребенка, если Вы будете рядом и сможете ему помочь. Самое главное - не выполнять задание за ребенка, а дать возможность ему самому достичь результата. Оставайтесь вместе с детьми и помогайте им с помощью компьютера познавать мир, в котором мы живем!

ВСЕМ УСПЕШНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ!

Комментариев нет:

Отправка комментария

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...